Главная страница » Товары » Поэзия » Хлебников В.В. Ошибка смерти.
Хлебников В.В. Ошибка смерти.
М.: Лирень, 1917.
16 с.
21х16см.
Шрифтовая издательская обложка.
Хорошая сохранность: надрыв обложки по корешку, верхняя и нижняя сторонка снизу подклеены к блоку, заломы уголков.
Тираж 4800 экз. Первое прижизненное издание пьесы «Ошибка смерти» и нескольких стихотворений («Признание», «Бегство от себя», «Вербное воскресенье»), отдельно не переиздавалось. Выходило без титульного листа. «Ошибка смерти» — первая пьеса В. Хлебникова, поставленная на сцене.
Библиография: Турчинский, с. 565; Тарасенков, Турчинский, с. 708.
«Ошибка смерти» — пьеса Велимира Хлебникова (1885-1922), наиболее значимого поэта русского авангарда. Он был создателем будетлянства (русского извода футуризма), нового поэтического языка, частью которого стала «заумь», организатором Общества председателей Земного шара («Союза 317»), созданного меньше, чем через месяц после «Ошибки смерти», в декабре 1915 г., и призванного осуществить мировую гармонию. Знаменем общества стало черное полотнище с черепом и костями, как у пиратов. В это время В. Хлебников работает над «законами времени» и изучением числовых закономерностей. Число 317 поэт считал важнейшим в истории, связанным со скоростью света и скоростями земли. Писатель удивительным образом связал словесное волховство с математикой и историей. В. Маяковский и Н. Асеев считали его своим учителем, а многие собратья по цеху называли поэтом для поэтов. Но Хлебников был больше, чем мастер, овладевший магией самовитого слова. Его произведения ткались на холсте его жизни, были порождением мировоззрения, философии будетлянства, ключевой категорией которого стало время. Не зря друзья присвоили поэту гротескный титул «Короля Времени». Сам В. Хлебников посвятил проблеме времени, в котором видел четвертое измерение, эссе «Время – мера Мира» и множество других произведений в прозе и стихах.
«Ошибка Смерти» одна из знаковых вещей В. Хлебникова. Сам поэт ее очень любил и придавал ей большое значение. М. Кузмин в рецензии отмечал, что пьеса написана «необыкновенно сильными и крепкими стихами и прозой». Она родилась в позднем ноябре 1915 г., когда Первая мировая война уносила жизни людей на восточном фронте с особой жадностью. Царство смерти обосновалось и росло совсем рядом. Русская армия отступала и несла огромные потери. А В. Хлебников верил, что магией слова можно заклинать реальность и смерть, управлять настоящим и будущим. Поэт формулирует основную идею пьесы как «победу над смертью», а в 1922 г. он пометил в своих записях: «мрачная тяжелая вещь, подводные камни». В пьесе переплелись стихи и проза, символизм и авангард. В ней звучит пародия на драмы А. Блока «Балаганчик», «Незнакомка» и трагедию Ф. Сологуба «Победа смерти» (1907). Но, кроме того, в ней масса других аллюзий и намеков, запрятанных в небольшом тексте тут и там. Сюжетными линиями она связана с «Пиром во время чумы» А.С. Пушкина (1830), с новеллой В. Гауфа «Фантазии в бременском кабачке» (1827), с рассказом Эдгара По «Король Чума» (1835). Повсюду у В. Хлебникова игра со звуками, образами и смелое словотворчество.
Особый смысл поэт видел в нумерологии и наделении магическими силами чисел. Такими числами для него становятся 317, 365 и др. Многие из них он выводил из периодов движения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, из количества частей человеческого тела и т.д. Он называл их «умными числами». Играм с числами в то время придавали значение многие поэты и писатели, особенно, погруженные в идеи эзотерики, каббалы и религиозной философии. Среди них были символисты А. Белый, А. Блок, позднее Д. Хармс и много кто еще. В богемных кругах в 1910-х гг. все чаще появлялись разговоры о возрождении тамплиеров и розенкрейцеров. Это невероятно, но с помощью «магических» чисел В. Хлебников предсказал, например, разрушение Российской империи в 1917 г.
Барышня-Смерть в поэме правит временем и торгует смертью в своей харчевне. У нее на пиру 12 гостей-мертвецов. Это одновременно и часы на циферблате и бойцы-винтовки, выстреливающие пулями из своих мертвых ртов, окруженных черными губами, и пленники-рабы, в которых еще теплится жизнь. Без повелительницы они начинают разбредаться и воскресать. 13-й гость — свирепый и с шашкой. Возможно, это вещий князь Олег. Он приходит в харчевню веселых мертвецов незваным и требует для себя стакан, чтоб отведать «пива мертвых». Он заключает своего рода сделку со Смертью. Но у нее нет стакана для него. Барышне-Смерти приходится дать ему свой пустой череп вместо застольного кубка. Без головы она теряет зрение и контроль. И она вынуждена сама наливать два напитка: живой себе, а мертвый – гостю. Но без глаз она путает их, выпивает не тот, гибнет, а ее пленники оживают.
При жизни В. Хлебникова произведение вышло отдельным изданием лишь однажды, в 1917 г. в издательстве «Лирень», созданном поэтом-футуристом Г.Н. Петниковым. В том же году пьесу собирался поставить Всеволод Мейерхольд, а эскизы декораций для постановки выполнил молодой художник-авангардист Владимир Дмитриев. Позднее он стал выдающимся художником театра, лауреатом четырех Сталинских премий. Предпринимали попытки поставить пьесу Н.Н. Пунин, А.Н. Андриевский, С.Э. Радлов и др.
Осенью 1920 года В. Хлебников из Баку приехал в Ростов-на-Дону. Там в «Театральной мастерской» «Ошибку смерти» поставил режиссер Аркадий Надеждов, а роль одного из гостей Смерти сыграл Евгений Шварц, в будущем — знаменитый драматург. Спектакль прошел на крошечной сцене в артистическом кафе «Подвал поэтов». В. Хлебников присутствовал на репетициях и делал иногда свои замечания. Больше всего его по-прежнему занимал образ Барышни-Смерти. Пьеса стала первым произведением поэта, поставленным на сцене.
У вас появились вопросы по данному товару или не нашли то, что искали? Напишите нам: