Поиск
Close this search box.

Волькенштейн В.М. [Автограф] Драматургия кино. Очерк.

25 000 руб.

Волькенштейн В.М. [Автограф] Драматургия кино. Очерк.

М.-Л.: Искусство, 1937.

150 с.

19х13см.

Издательский картонаж работы худ. Ю. Игнатьева. В современном художественном футляре.

Хорошая сохранность: надрывы корешка, следы затекания.

На первом форзацном листе автограф автора: `Николаю Константиновичу Семенову – благодарность за товарищескую поддержку – в знак уважения и сердечной симпатии. <В. Волькенштейн> 25/VI 1937 г`

Тираж 3000 экз. Первая советская книга по драматургии звукового кино, не переиздавалась. Экземпляр начальника управления по производству художественных фильмов и замминистра культуры Н.К. Семенова с автографом В.М. Волькенштейна.


Книга знаковая. Она ознаменовала рождение звукового кино в 1930-е гг. и сразу стала событием в мире кинодраматургии. Технический прорыв полностью поменял представления о том, как должно выглядеть кинопроизведение: совсем другим стал сценарий, иными – сюжет, монтаж, актерская игра и правила режиссуры. Это потребовало новой теории кинопроцесса. В этой небольшой книжке впервые были сформулированы взгляды ведущего советского теоретика драматургии В.М. Волькенштейна на теорию драматургии звукового кино. В ней впервые в нашей стране был дан анализ звукового сценария, рассмотрены главные его отличия от театральной драматургии и любого произведения литературы. «Драматургия кино» вышла в 1937 г., спустя всего шесть лет после премьеры первого звукового фильма на советском экране «Путевка в жизнь» Николая Экка. Книга была построена на анализе первых звуковых фильмов в СССР и за рубежом.

В.М. Волькенштейн утверждает, что звук принципиально облегчил задачу актерам. Словами стало возможно ярче выразить эмоции, чувства, настроения своего героя, с помощью интонации голоса передать важные стадии развития конфликта. Звуковое кино, по мнению автора, становилось новым видом искусства. Благодаря роли оператора и монтажу оно формировало новую эстетику. Идеи В.М. Волькенштейна во многом опередили свое время и заложили фундамент дальнейшего развития кинодраматургии с ее особыми приемами. Но многие авторитетные современники видели в них проявление формализма и считали неубедительными. Выход издания в условиях ужесточения политических репрессий, видимо, стал возможен при содействии ведущего кинокритика и главного редактора журнала «Искусство кино» Н.К. Семенова, о чем косвенно свидетельствует автограф. Спустя почти век книга не потеряла актуальности, а представленные в ней принципы являются базовыми для современного кинематографа.

Николай Константинович Семёнов (1902 – 1982) – советский организатор кинопроизводства. В 1946–1950 годах Н.К. Семенов работает начальником Главного управления по производству художественных фильмов министерства кинематографии СССР. В 1950 – 1953 годах – он заместитель министра кинематографии СССР по сценарным вопросам, в 1953 – 1954 годах – заместитель начальника Главного управления кинематографии Министерства культуры СССР, в 1954 – 1959 годах – заместитель министра культуры РСФСР.

Владимир Михайлович Волькенштейн (1883 – 1974) – поэт Серебряного века, драматург, театральный критик и сценарист, крупнейший теоретик драмы. Первый муж поэтессы Софьи Парнок, сын влиятельного петербургского адвоката Моисея Волькенштейна, открывшего путь в профессию приехавшему в 1893 г. в Петербург начинающему юристу В.И. Ульянову. Позже М. Волькенштейн был владельцем журнала «Новое слово» и железнодорожной компании. Владимир Михайлович публиковал свои стихи с 1903 г. и писал их всю жизнь, был участником салона в «Башне» Вячеслава Иванова, на крыше которой А. Блок однажды полночи читал свою «Незнакомку», а В. Мейерхольд осуществлял свои ранние театральные эксперименты. Учась на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, Владимир Михайлович занимался в семинаре академика А.С. Лаппо-Данилевского эстетикой, психологией и социологией, что определило его дальнейшие творческие искания.

Свой талант драматурга В. Волькенштейн раскрыл в «Первой студии» МХТ. Он был в 1910-е гг.  другом и литературным секретарем К.С. Станиславского, заведовал литчастью и был членом режиссёрской коллегии Совета «Первой студии». В 1914 году трагедия В.М. Волькенштейна «Калики перехожие» была поставлена здесь и получила Грибоедовскую премию как лучшая пьеса сезона. Она имела продолжительный успех и ее постановки возобновились после революции. Пьесы Владимира Михайловича посвящены преимущественно историческим сюжетам, в том числе, восстанию Бар-Кохбы в Иудее, Смутному времени в России, Далай-Ламе в Тибете в первой половине XIX в. и пр. Но эти истории «из прошлого» в большинстве случаев ставились в параллель с актуальными событиями в России, о которых автор высказывался языком театра.

В.М. Волькенштейн стал одним из основоположников и ключевых теоретиков театральной и кино-драматургии в раннем СССР. Он был носителем литературной эстетики Серебряного века и позднего символизма, вписав ее в советские реалии и конъюнктуру. В 1920-е гг. он стал первым председателем Московской ассоциации драматургов. В это время, на которое пришелся основной период его творчества, в литературе и на сцене всесторонне разрабатывались приемы авангарда и формализма. В.М. Волькенштейн был одним из наиболее плодовитых драматургов тех лет. С 1923 г. он становится профессором Высшего литературно-художественного института имени В. Брюсова. Его книги выходили в таких знаковых издательствах, как «Никитинские субботники», «Эпоха», «ACADEMIA», «Теа-кино-печать», «Федерация». С конца 1920-х гг. Владимир Михайлович несколько десятилетий преподавал во ВГИКе теорию драматургии. В 1930-е– начале 1950-х гг. его почти не издавали, за исключением фундаментальных книг: «Драматургия», основанная на системе Станиславского (переиздавалась пять раз и стала настольной для нескольких поколений советских драматургов) и «Драматургия кино». В 1937 г. они обе вышли в издательстве «Искусство».

Задать вопрос по товару

У вас появились вопросы по данному товару или не нашли то, что искали? Напишите нам:

Оформить заказ

Волькенштейн В.М. [Автограф] Драматургия кино. Очерк.

25 000 руб.